23 февраля 2008 года, примерно в 10:30 утра по местному времени на острове Гуам один из самых эффективных бомбардировщиков в мире потерпел крушение. Через несколько мгновений после взлета американский малозаметный стратегический бомбардировщик B-2 Spirit начал по непонятным для пилотов причинам снижаться обратно на землю. Экипаж изо всех сил пытался восстановить контроль над бомбардировщиком, но его левое крыло задело взлетно—посадочную полосу, и оба пилота катапультировались - один получил травму позвоночника, но, к счастью, происшествие обошлось без жертв.
Инцидент завершился в считанные секунды, но стал причиной убытков в 2 миллиарда долларов, что сделало его самой дорогостоящей авиакатастрофой в истории. Самолет В-2, способный сровнять с землей целые города, потерпел крушение всего из-за простого изменения погоды.
КРУШЕНИЕ СТОИМОСТЬЮ 2 МИЛЛИАРДА ДОЛЛАРОВ США: ПОЧЕМУ АМЕРИКАНСКИЙ БОМБАРДИРОВЩИК B-2 "SPIRIT OF KANSAS" ПОТЕРПЕЛ КРУШЕНИЕ
Бомбардировщик B-2, известный как Spirit of Kansas, находился на территории острова Гуам четыре месяца. Четыре B-2 были размещены на военно-воздушной базе Андерсен в качестве средства сдерживания Северной Кореи и Китая.
Бомбардировщик должен был вылететь утром 23 февраля в составе группы из двух самолетов. Перелет в Миссури должен был продолжаться более 16 часов с двумя дозаправками в воздухе. Оба пилота погрузили на борт самолета свое личное снаряжение, секретные документы и “оборудование для обеспечения длительного комфорта экипажа”, которое пилот B—2 однажды описал как раскладывающиеся шезлонги для сна. Экипаж запустил двигатели и начал выполнять предполетную проверку.
Хроника происшествия
Как только пилоты и наземная команда убедились, что самолет готов к взлету, B-2 вырулил на взлетно-посадочную полосу военной базы Андерсен. Пилоты B-2 не знали, что из-за высокой влажности воздуха на Гуаме система анализа данных самолета получала неверную информацию. По данным датчиков самолет находился в 208 метрах над уровнем моря, что на 41 метр отличалось от реальной отметки, но экипаж, временно назначенный из Миссури, не знал правильного значения и не заметил ошибки.
Когда самолет начал движение по взлетно—посадочной полосе, загорелась сигнальная лампочка главного пилота, а также сигнальная лампочка системы управления полетом, которые через шесть секунд погасли. Второй пилот изучил проблему и быстро пришел к выводу, что неисправность устранена; самолет по-прежнему готов к взлету. Двадцать одну секунду спустя пилот начал взлет.
Пилоты не знали, что бортовые датчики самолета (PTU), те же самые датчики, которые выдавали неверные данные о высоте над уровнем моря, также неверно отображали скорость самолета. Согласно датчикам, что самолет ехал по взлетно—посадочной полосе со скоростью 262 километров в час, что является безопасной скоростью для взлета, вместо реальных 243 километров в час.
Когда колеса бомбардировщика оторвались от земли, автоматическая система управления полетом B-2 (FCS), действуя на основе ошибочных данных, посчитала, что самолет на самом деле находится в крутом пике. Чтобы избежать крушения, FCS инициировала крутой подъем на 30 градусов - действие, спровоцировавшее последовавшее крушение. Из-за низкой скорости, большого количества топлива и инерции самолет не смог набрать высоту, и начал снижаться. Пилот попытался восстановить управление, но это оказалось невозможным. Бомбардировщик задел взлетно-посадочную полосу левым крылом, и пилоты мгновенно катапультировались.
Видео: анимация крушения бомбардировщика B-2
Пилотам была быстро оказана помощь: первый пилот получил лишь незначительные травмы, в то время как второй пилот в результате катапультирования получил компрессионный перелом позвоночника, но в конечном итоге полностью восстановился. Обломки бывшего Spirit of Kansas, разбросанные на площади более 16200 квадратных метров, горели в течение шести часов.
Итоги расследования: банальные причины крушения бомбардировщика
В результате расследования причиной катастрофы был назван сбой в данных в системе управления полетом, которая неверно управляла бомбардировщиком. Как и многие современные самолеты, B-2 использует бортовые компьютеры и электронный интерфейс вместо механических систем управления полетом. Бортовая система принимает решения о том, как должен лететь самолет, на основе данных, полученных от датчиков. Как и любой процесс принятия решений, итоговый результат зависит от достоверности информации, на которой основаны эти решения.
Из-за высокой влажности воздуха на Гуаме на датчиках самолета скапливалась влага, в результате чего приборы выдавали неверные данные об окружающей среде. Эти данные заставили компьютерную систему начать взлет до того, как самолет набрал достаточную скорость, а затем показали, что он находился в крутом пике, хотя на самом деле он набирал высоту.
В ходе расследования происшествия причиной крушения была признана техническая ошибка, а пилоты были освобождены от ответственности за инцидент. Также выяснилось, что обслуживающий персонал, ранее участвовавший в работе B-2 в Гуаме в 2006 году, уже замечал неверные показания датчиков. Инженеры рекомендовали пилотам заранее активировать встроенный подогрев, чтобы датчики могли высохнуть. Однако эта рекомендация так и не была зафиксирована официально и никогда не выполнялась в последующих полетах бомбардировщиков. В результате авиакатастрофы в стандартный процесс предполетной подготовки был добавлен пункт о включении подогрева датчиков перед взлетом.
Бомбардировщик не подлежал восстановлению, а то, что осталось от самолета, было разобрано и отправлено на военно-воздушную базу Эдвардс в Калифорнии для расследования причин крушения. На сегодняшний курс доллара стоимость B-2 Spirit составляет примерно 2 миллиарда долларов.
Авария стала дорогим уроком для ВВС США, показав, что даже самое высокотехнологичное оборудование может быть выведено из строя всего лишь из-за местных погодных условий.